Ссылка: STOP наркотик
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Домашнее насилие – это «система принуждающего и жестокого поведения, включающего физические, сексуальные, вербальные и психологические элементы нападения, экономическое насилие, которое взрослые или подростки используют против своего близкого человека».
Домашнее насилие обычно не является разовым происшествием и не ограничивается лишь физической агрессией. Это, скорее, постоянное и методическое использование угроз, унижений, манипуляций и физического насилия тем, кто жаждет власти и контроля над своим близким человеком.
Виновники используют особую тактику или комбинацию нескольких видов тактики для того, чтобы вызвать страх в своих партнерах и доминировать над ними. Стратегии, которые используют виновники, должны вызвать у их жертв определенное, необходимое им поведение. Некоторые виды поведения часто приводятся виновниками как причина их жестокого поведения, поэтому жестокие вербальные или физические действия часто направлены на изменение такого поведения или контроль над ним.
Связь между жестоким обращением и неудовлетворением нужд ребенка и домашним насилием.
За последние несколько десятилетий усилилось понимание того, что жестокое обращение и неудовлетворение нужд ребенка и домашнее насилие связаны между собой. Исследования показывают, что ежегодно жертвами домашнего насилия становится от 750000 до 2,3 миллиона человек. Многие из этих жертв переживают насилие несколько раз, поэтому количество случаев домашнего насилия еще больше. Все чаще специалисты, работающие с домашним насилием, и исследователи признают, что некоторые из этих жертв (как взрослых, так и детей) живут в одних семьях. Исследования указывают, что от 30 до 60 % семей, где были установлены случаи домашнего насилия или дурного обращения с детьми, имеют место обе эти формы насилия. Исследования показывают, что у жертв, переживающих жестокие формы домашнего насилия, дети также находятся в опасности и могут серьезно пострадать физически. Исследования показывают, что виновные в домашнем насилии, которые переживали насилие в детстве, в большей степени будут причинять физический вред своим детям.
КОГДА РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ
В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.
Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети-свидетели» домашнего насилия. Термин же «РЕБЕНОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ» дает более полное понимание, так как охватывает множество путей, которыми детям приходится переживать домашнее насилие. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное. Исследователи обнаружили, что от 80 до 90 % детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать о насилии в доме. Исследования о воздействии домашнего насилия на детей; о проблемах, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия; о защитных факторах, влияющих на их реакцию на насилие, становятся все более частыми.
Обычно воздействие домашнего насилия на детей разделяется на четыре основные категории:
- Он слышит, что происходит насилие;
- Он непосредственно втянут в это событие как свидетель,
- Он вмешивается в него или используется в процессе насильственных действий (напр., используется в качестве живого щита против виновника);
- Переживает последствия акта насилия.
Вовлечение детей в домашнее насилие может также подразумевать использование их в качестве шпиона для опроса взрослого-жертвы, их могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в этом участие, а также виновник может использовать детей в качестве приманки для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.
Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические повреждения. Некоторые виновники намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего партнера (под партнером здесь понимается супруг или сожитель). Часто дети получают повреждения случайно во время совершения насилия над взрослым-жертвой. Ребенка может поранить брошенный предмет или оружие, используемое против жертвы. Нападения на детей младшего возраста могут совершаться, когда жертва держит ребенка, а дети старшего возраста могут пострадать, когда они вмешиваются в акт насилия.
Кроме того, что ребенок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, многих детей потом запугивают, чтобы они не рассказывали об акте насилия, не раскрывали «семейную тайну».
Влияние домашнего насилия на детей
Дети, живущие в атмосфере домашнего насилия, сталкиваются с многочисленными рисками, например, с опасностью травмирования, риском оставления без средств жизнедеятельности, риском подвергнуться насилию, риском утраты одного или обоих родителей. Все это может привести к отрицательным последствиям для детей и повлиять на них.
Исследования постоянно обнаруживали наличие трех категорий проблем у детей, связанных с тем, что ребенок является свидетелем или участником домашнего насилия:
- Поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, социальные отношения; низкая самооценка.
- Познавательные проблемы и проблемы отношений – низкая познавательная функциональность, плохая учеба в школе, нехватка навыков разрешения конфликта, нехватка навыков решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин.
- Долговременные проблемы – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию во взрослых отношениях и его использованию.
Дети также демонстрируют конкретные проблемы, относящиеся к их собственному физическому, физиологическому и социальному развитию. Например, грудные дети, ставшие свидетелями или участниками насилия, могут испытывать сложности в установлении отношений с их воспитателями, а в экстремальных случаях страдать от «задержки развития». Необходимо отметить, что в исследованиях имеются ограничения и неполные данные, так как некоторые дети в этих исследованиях не демонстрируют повышенного уровня проблем даже в подобных обстоятельствах. Дети дошкольного возраста могут регрессировать в развитии или страдать от нарушений питания и сна. Дети школьного возраста могут испытывать проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и эмоциональной стабильности. Подростки рискуют стать жертвой или виновником в случаях насилия на свидании. Со слов взрослых, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Вероятные симптомы у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия
- Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;
- Физические симптомы (головные боли или боли в животе);
- Сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;
- Драки, нанесение побоев другим детям или животным;
- Перепады настроения или вызывающее поведение;
- Замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;
- Апатия, депрессия, низкая энергетика;
- Чувство одиночества и изоляции;
- Текущее или последующее злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- Попытки суицида или опасное поведение;
- Низкая успеваемость в школе;
- Сложности с концентрацией и вниманием;
- Страх перед разлукой с родителем, не проявляющим насилия;
- Чувство, что все старания недостаточны;
- Принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;
- Чрезмерное беспокойство;
- Энурез, регрессия в развитии;
- Диссоциация (как будто смотрит на себя со стороны);
- Идентификация себя с виновником или повторение его поведения
Индикаторы эмоционального насилия
Об эмоциональном насилии над ребенком говорят значительно реже, чем о других видах насилия, несмотря на то, что его влияние на развитие детей ничуть не менее серьезно.
Эмоциональным насилием является как вербальное (словесное) насилие, так и различные действия, наносящие вред нормальному эмоциональному и социальному развитию ребенка. При этом разделяют две разновидности эмоционального насилия:
эмоциональное равнодушие — несоблюдение эмоциональных потребностей ребенка. Такое поведение родителей или опекунов не дает ребенку необходимого ему внимания и поддержки, или их уровень не соответствует эмоциональным нуждам ребенка.
Эмоциональное насилие — модель поведения родителей или опекунов, которая включает в себя такие воспитательные методы, как унижение, высмеивание, пренебрежение и т.п.
Формы насилия.
Эмоциональное насилие напрямую связано с вопросами власти и контроля над ребенком. Самыми распространенными его формами являются:
1. Отталкивание:
Взрослые не принимают во внимание присутствие ребенка, не осознают его ценность. Различными способами дают ребенку понять, что он не желанен:
Постоянно прогоняют его.
Говорят ему, что от него никакого толку.
Обзывают.
Не разговаривают с ним.
Не обнимают, не целуют.
В семье, классе или дворе ребенка считают “козлом отпущения”, винят во всех проблемах, держатся с ним иначе, чем с другими детьми.
2. Игнорирование.
Взрослые, чьи эмоциональные потребности не удовлетворены, как правило не способны адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. Они не интересуются ребенком, не могут или не умеют выразить свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания. Часто ребенок ощущает только физическое присутствие родителей, но не эмоциональное.
Взрослый ставит себя в позицию, в которой он эмоционально не доступен для ребенка.
Игнорирование не дает ребенку достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
3. Изолирование
Физическая изоляция — это физическое ограничение свободы ребенка в его собственной среде, например, ребенка закрывают в шкафу, оставляют одного в комнате. Изоляция очень часто связана с другими видами насилия, особенно физическим.
Взрослые не разрешают ребенку общаться, играть со сверстниками.
Ребенок постоянно находится в одних и тех же помещениях, ему не обеспечивается приток новых впечатлений, стимулирующих развитие.
Ребенок лишен возможности получить соответствующий опыт социального общения, ему запрещают самому строить отношения, дружить, что часто приводит к депрессии.
4. Терроризирование
Родители (опекуны) выбирают одного ребенка, которого критикуют и наказывают.
Ребенка высмеивают за проявление эмоций.
Предъявляют к ребенку требования, не соответствующие его уровню развития или не понятные ему.
Ребенку угрожают, что его бросят, побьют, и т.п.
Ребенка воспитывают на страшных историях с плохим концом.
Заставляют что-либо делать с помощью запугивания.
Ребенок находится в небезопасной, угрожающей среде, где он, к примеру, становится свидетелем насилия или жестокости по отношению к близким.
5. Безразличие, равнодушие
Родители не реагируют на проявление ребенком жестокости, насилия по отношению к другим людям, животным. Позволяют быть свидетелем сцен насилия. Безразлично относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков. Допускают просмотр ребенком порнографических материалов, участие в антисоциальной деятельности (азартные игры, воровство, проституция).
6. Эксплуатация
Взрослые используют ребенка для реализации своих, а не его потребностей (например, перекладывание на ребенка ведения домашнего хозяйства, присмотр за младшими детьми). Ребенка также могут использовать для зарабатывания денег в своих интересах.
7. Несоответствующее контролирование
Может выражаться в трех различных вариантах:
Недостаточный контроль — ребенок подвергается риску навредить себе или другим.
Чрезмерный контроль лишает ребенка возможности самоутвердиться и нормально развиваться, исследуя среду и себя.
Неадекватный контроль (то слишком много, то мало) приводит к проблемам в поведении ребенка, т.к. вызывает растерянность и непонимание ситуации, беспокойство. Страдает также интеллектуальное развитие.
8. Унижение
Ребенок чувствует себя так, как о нем отзываются взрослые, а не соответственно истинному положению вещей. Это ограничивает ребенка, занижает его самооценку, не позволяет реализовать свой потенциал.
9. Безжалостность
Ребенок должен ощущать себя в безопасности и любви, чтобы познать мир и построить с ним гармоничные взаимоотношения. При безжалостном отношении мир для него становится непонятен, и страдают все сферы обучения — социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
10. Непоследовательность
Если во взаимоотношениях с ребенком взрослый последователен, ребенок легко усваивает, что у каждого действия есть определенные последствия. Последовательность позволяет ребенку быть уверенным, что его потребности будут удовлетворены. Если воспитатель непоследователен по отношению к ребенку, ребенок не способен учиться, при чем страдают все сферы обучения.
11. Холодность в отношении к ребенку
Дети строят отношения с окружающим миром через свои самые ранние отношения с родителями. Если отношения с родителями строятся на тепле и любви, то и мир дети воспринимают, как безопасное место, которое стоит познавать и исследовать. Если родители относятся к ребенку холодно, дети видят окружающий мир ненадежным и не доверяют ему. Ощущая холодность со стороны родителей и воспринимая мир злым и ненадежным, у детей появляются проблемы в построении отношений с людьми. Дети чувствуют себя недостаточно уверенно, чтобы успешно учиться, исследовать и познавать новое.
12. Деградация
Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, публичное унижение ребенка.
Как распознать эмоциональное насилие?
Признаки эмоционального насилия проявляются как в поведении детей, так и в поведении самих взрослых.Для детей характерны следующие признаки:
такие привычки, как сосание или кусание пальцев, ребенок раскачивается, бьется головой, антисоциальное, деструктивное поведение, нарушения сна, саморазрушающее поведение, депрессия, низкая самооценка, недоверие к людям, повышенная тревожность, немотивированый страх, агрессия, эмоциональная нестабильность, безосновательные жалобы на здоровье, чрезмерная пассивность, мысли о самоубийстве, воровство, невозможность достичь успехов ни в одной сфере, поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития, отчуждение от людей, негативные высказывания о себе, чрезмерная потребность во внимании, чрезмерная стеснительность и др.
Родители:
обвиняют или унижают ребенка, игнорируют или отталкивают его, не проявляют своей любви к нему,
по-разному относятся к своим детям, отказываются принимать участие в решении проблем ребенка,
не заботятся о нем, возлагают слишком большие требования и надежды, не соответствующие уровню ребенка, сами не в состоянии строить близкие отношения, безразличие, депрессия, отчуждение, низкая самооценка, повышенная тревожность, чувство вины или стыда, частые слезы, самообвинения, чрезмерная пассивность, социальная изоляция, зависимость от алкоголя, наркотиков, нервозность, избегание контакта глаза-в-глаза, попытки самоубийства, отсутствие реакции на потребности ребенка, и др. Часто насильственные методы воспитания используют те родители, которые сами испытывают чрезмерно большой стресс. Причины этого стресса могут быть самыми разными:
Финансовые проблемы — часто ограниченные финансовые ресурсы становятся источником чрезмерного напряжения и стресса в семье. Когда родители не могут обеспечить нужды ребенка, они испытывают чувство вины, ощущают себя неудачниками.
Социальная изоляция — без помощи и поддержки со стороны родственников, друзей и соседей бесконечные рутинные ежедневные обязанности могут вызвать серьезный стресс у родителей.
Проблемы в браке — неразрешенные проблемы между партнерами, ссоры и разногласия в семье часто являются причиной эмоционального насилия над ребенком.
Недостаток знаний — родители, у которых не хватает знаний о развитии и воспитании ребенка зачастую предъявляют к детям слишком высокие требования. Если ребенок не может им соответствовать из-за возраста или уровня развития, к нему применяются насильственные методы воспитания.
Болезнь — ребенка или другого члена семьи создает серьезную дополнительную эмоциональную и финансовую нагрузку. У больного всегда есть свои особенные потребности, которые требуют дополнительных забот и обязанностей. Это создает стрессовую ситуацию, которая и приводит к насилию над ребенком.
Зависимость от алкоголя и наркотиков — вещества, вызывающие зависимость, серьезно понижают способность человека контролировать свои эмоции. В семье возникают так же финансовые и юридические проблемы, что создает еще большее напряжение.
Некоторые родители считают, что ребенка не надо хвалить и уделять ему слишком много внимания, т.к. боятся избаловать и испортить его. Другие считают, что ребенок должен молчать, пока его не спросят, и вообще “прилично себя вести”. Запугивание и унижение, по их мнению, являются способами сохранить контроль и порядок. Некоторые взрослые сами в детстве были сильно травмированы и привыкли к такому стереотипу общения.
Последствия эмоционального насилия
Эмоциональное насилие является чаще всего остается нераспознанным, и поэтому ни ребенок, ни родители не получают своевременной профессиональной помощи. Другие виды насилия можно распознать по физическим следам (синяки, раны), по рассказам ребенка. Эмоциональное же насилие диагностировать особенно трудно. Ребенок может долго не проявлять никаких признаков-индикаторов, характерных для пострадавшего. Тем не менее, на психике ребенка остаются глубокие следы, которые в последующем проявляют себя самым неожиданным образом.
Последствия эмоционального насилия труднопредсказуемы, но всегда носят деструктивный характер. Основной причиной многих серьезных психологических и поведенческих расстройств у взрослых являются эмоциональные травмы, полученные ими в детстве. Если родители или воспитатели являются для ребенка единственным источником поддержки и средств к существованию и одновременно по непонятным причинам причиняют ему боль, у ребенка могут развиваться эмоциональные расстройства. Кроме того, родители или воспитатели являются для ребенка главным источником похвалы и поддержки, которые нужны ему для развития уверенности в своих силах, для формирования чувства собственного достоинства, повышения самооценки и обретения веры в свою способность добиваться успехов. Дети, которых постоянно принижают и оскорбляют, могут надолго задержаться в своем эмоциональном развитии и, кроме того, подвержены высокому риску причинения им эмоционального вреда. Безразличие родителя или взрослого может нанести ребенку еще больший эмоциональный вред, чем постоянное принижение. Безразличие дает понять ребенку, что он никому не нужен; что он достоин даже негативных мыслей или действий; что он вообще ничего собой не представляет. Безразличие препятствует развитию у детей чувства собственного достоинства и адекватной самооценки, не говоря уже о невозможности испытать радость человеческих отношений, характеризующихся взаимным уважением и заботой друг о друге. Эмоциональное насилие не позволяет детям стать эмоционально зрелыми взрослыми людьми и приводит в будущем к различным эмоциональным и поведенческим расстройствам.
Буллинг: причины и помощь.
Роль педагога в профилактике буллинга.
В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него “агрессоров” и “жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Главные компоненты буллинга:
1. Это агрессивное и негативное поведение.
2. Оно осуществляется регулярно.
3.Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
4. Это поведение является умышленным.
Существуют следующие виды буллинга:
1. Физический школьный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки).В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.
2. Психологический школьный буллинг–насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
- вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
- невербальный буллинг– обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
- запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
- изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
- вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;
- повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
- школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально “жертвой” или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники – это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
В ситуации травли всегда есть:
“Агрессор”– человек, который преследует и запугивает жертву.
Типы агрессоров:
- Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
- Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
- Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
“Жертва”– человек, который подвергается агрессии.
“Защитник” – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Преследователи» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
“Сторонники”– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
“Наблюдатель” – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в академию, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
По результатам психологических исследований, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.
Обязательные правила профилактики буллинга в образовательном учреждении
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллингявляется проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
2. Проявить активность в данной ситуации.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере “наблюдатели”, а по возможности и сам “агрессор”, изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
3. Разговор с “агрессором” буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но, ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.
Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.
4. Разговор с “жертвой” буллинга.
Очень важно защитить ученика, ставшего “жертвой” и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с классом.
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть)признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
8. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений “жертве” и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ: КАК ИЗБЕЖАТЬ?
Методы профилактики буллинга для классных руководителей:
1. Классный час.
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату.
2. Внутриклассные правила.
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе. Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать.
3. Просмотр фильмов.
Многие учителя, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.
Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.
4. Сочинение.
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности.
5. Комбинирование форм работы.
Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Как классный руководитель может помочь “жертве” буллинга?
- Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
- Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
- Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто
такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
- Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.
- Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно,вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
- Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток,смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
- Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
- Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качествахарактера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.