
Республиканский проект «Родительский университет» – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства;
- актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- дистанционные(вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях);
- лекции, семинары-практикумы, форумы, дискуссии, психологические тренинги.
Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)
I класс
- Тема 1. Адаптация учащихся в I классе (сентябрь):
- Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь):
- Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь):
- Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель):
- Родительское собрание.
II класс
- Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь):
- Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь):
- Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль):
- Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май):
III класс
- Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (сентябрь):
- Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь):
- Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок (январь):
- Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника (апрель):
IV класс
- Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов (сентябрь):
- Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь):
- Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль):
- Тема 4. Книги в жизни школьника (май):
- Родительское собрание.
V класс
- Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь):
- Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь):
- Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль):
- Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май):
VI класс
- Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь):
- Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь):
- Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет (март):
- Тема 4. Организация летнего отдыха подростков (май):
VII класс
- Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь):
- Тема 2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь):
- Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль):
- Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель):
VIII класс
- Тема 1. Жизненные цели подростков (октябрь):
- Тема 2. Как уберечь подростка от насилия (декабрь):
- Тема 3. Осторожно: суицид (март):
- Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май):
IX класс
- Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь):
- Тема 2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь):
- Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль):
- Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель):
X класс
- Тема 1. Здоровье – это жизнь (сентябрь):
- Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка (ноябрь):
- Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек (февраль):
- Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? (апрель):
XI класс
- Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (октябрь):
- Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? (декабрь):
- Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март):
- Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? (май):