Преемственность дошкольного и начального образования

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

 Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Школа и дошкольное образовательное учреждение являются важнейшими звеньями в общей системе образования, в которых осуществляется физическое и психологическое развитие детей. Отсутствие должной подготовки дошкольника к поступлению в первый класс может повлечь за собой ряд негативных последствий, поэтому сегодня нередко поступление в школу становится настоящей «психотравмой» как для ребенка, так и для родителей. Недостаточная подготовка к школе затрудняет адаптацию первоклассника и осложняет организацию учебного процесса. 

Именно поэтому так важна преемственность дошкольного и начального школьного образования. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, включающий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом в дошкольном учреждении формируются базовые способности ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному развитию, опираясь на опыт дошкольного учреждения. Обеспечение такой преемственности является необходимым условием успешной адаптации детей к новому виду учебной деятельности и важнейшей задачей педагогов.

К  концу  дошкольного  возраста  у  детей  должна  быть  сформирована  физиологическая,  социальная  и   психологическая  готовность  к  школе.

Физиологическая  готовность к  обучению  в  школе  выражается  в  общем  состоянии  ребёнка  и  отдельных  функциональных   систем   организма. В  основе  физиологической  готовности  лежит  способность  ребёнка  переносить  нагрузки,  связанные   с  систематической  учёбой.

Социальная   готовность  к  обучению  в  школе – готовность  ребёнка  к  новым   формам   общения  с  окружающими.  При  сравнении  себя  с  другими  у  ребёнка   появляется   самооценка.  Сюда   также  относится  понимание  своей  внешней  и  внутренней   позиции.

Психологическая   готовность  к  обучению  в   школе  определяется  уровнем  психического  развития  ребёнка  и   уровнем  развития  качеств, необходимых  для  учения.  

Важная  задача  детского  сада  состоит  в  том,  чтобы  на  протяжении  всего  периода  воспитания   и  обучения  ребёнка,  начиная  с   младшей  группы,  постепенно  закладывать  основы  готовности  к  обучению  в  школе,  формировать  обобщённые,  систематизированные  знания  об  окружающей  действительности,  умения  осознанно  использовать  их  для  решения  разнообразных  практических  задач.  

 Учителям необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологические отличия между детьми 5 и 6 лет не так велики. Если педагоги обоих важнейших образовательных систем подойдут к вопросу преемственности серьезно и глубоко, адаптация детей к школе будет проходить намного успешнее.