«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
Школа и дошкольное образовательное учреждение являются важнейшими звеньями в общей системе образования, в которых осуществляется физическое и психологическое развитие детей. Отсутствие должной подготовки дошкольника к поступлению в первый класс может повлечь за собой ряд негативных последствий, поэтому сегодня нередко поступление в школу становится настоящей «психотравмой» как для ребенка, так и для родителей. Недостаточная подготовка к школе затрудняет адаптацию первоклассника и осложняет организацию учебного процесса.
Именно поэтому так важна преемственность дошкольного и начального школьного образования. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, включающий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом в дошкольном учреждении формируются базовые способности ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному развитию, опираясь на опыт дошкольного учреждения. Обеспечение такой преемственности является необходимым условием успешной адаптации детей к новому виду учебной деятельности и важнейшей задачей педагогов.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе – готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для учения.
Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребёнка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщённые, систематизированные знания об окружающей действительности, умения осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Учителям необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологические отличия между детьми 5 и 6 лет не так велики. Если педагоги обоих важнейших образовательных систем подойдут к вопросу преемственности серьезно и глубоко, адаптация детей к школе будет проходить намного успешнее.